Пий XII Достоин святости

Home / Статьи / Inside the Vatican. Последние события в войне против Папы Пия XII.

Inside the Vatican. Последние события в войне против Папы Пия XII.

В ожесточенном споре по поводу так называемого «молчания» Папы Пия XII (1939-1958) в 1933-1945 годах, когда нацисты преследовали евреев, появляется новое свидетельство. Две недели назад (8 и 9 марта 2009 года) оно было рассмотрено в Яд ва-Шем — официальном израильском мемориале, посвященном памяти жертв Холокоста. Представленный текст является первым опубликованным на английском языке всеобъемлющим отчетом о том, что произошло на этой встрече и каково ее значение для будущего.

Данный отчет состоит из следующих частей: 1) общего введения; 2) переведенного с итальянского языка отчета, написанного присутствовавшим на встрече в Яд ва-Шем биографом Пия XII Андреа Торниелли, старым другом журнала «Inside the Vatican»; 3) введения к ряду свидетельств о Пии XII; 4) самих этих свидетельств. Мы надеемся, что приводимые нами материалы убедительно доказывают правильность политики, проводившейся Пием XII во время правления нацистов. Они иллюстрируют тенденции, заметные в исторической дискуссии, несмотря на продолжающееся значительное сопротивление обвинителей Папы. Все больше кажется, что дело в нежелании этих людей отказаться от своих давних отрицательных суждений перед лицом столь убедительных свидетельств.

Публикуя этот материал, мы надеемся достичь большей ясности в вопросе о том, что же именно произошло в 1933-1945 гг. Мы убеждены, что обвинения против Папы Пия основаны на лживой пропаганде. Они не только наносят ущерб его доброму имени, а следовательно и репутации Католической Церкви, но также опасны для иудео-католических отношений в целом.

С 8 по 15 мая состоится паломничество Папы Бенедикта XVI в Святую Землю. Святой Отец собирается посетить музей Яд ва-Шем, но есть мнения, что он не будет входить внутрь из-за того, что Папа Пий XII представлен там в отрицательном свете. Поэтому мы публикуем этот материал в надежде, что, хотя бы и в последний момент, произойдут изменения, которые позволят Папе посетить этот особый мемориал, не погрешив против памяти своего предшественника, Папы Пия XII. — От редакции.

Яд ва-Шем — дискуссии о Пии XII

Редакционная статья «Inside the Vatican»

Недавно Яд ва-Шем, мемориал Холокоста в Иерусалиме, инициировал серьезные дискуссии, которые могут привести к изменениям в экспозиции, направленной против Эудженио Пачелли (Папы Пия XII). Эта новость вызвала у защитников Пия и участников межрелигиозного диалога осторожное одобрение.

Печально известный экспонат, появившийся в Яд ва-Шем в 2005 г., вызвал протест по всему миру, причем не только со стороны католиков. На экспозиции заявлено, будто бы Пий сохранял молчание и не обращал внимания на злодеяния нацистов. Якобы во время Холокоста он не сделал ничего, чтобы помочь преследуемым евреям.

Такая точка зрения оскорбляет как Католическую Церковь, так и историческую истину. Она противоречит наиболее солидным историческим исследованиям на данную тему. С ней невозможно примирить тот факт, что еврейское сообщество и еврейские ученые многократно благодарили Пия XII за заботу о жертвах Холокоста. Речь идет о нападках на человека и сообщество, судя по всему, сделавших для спасения евреев от Гитлера больше, чем любой другой отдельный человек или другое сообщество.

Яд ва-Шем может делать такие заявления, только искажая или игнорируя множество свидетельств и документов. С 1965 по 1981 г. Ватикан опубликовал подборку архивных документов времен войны в двенадцати томах. Каждый том содержит сотни страниц. Это издание свидетельствует о действиях Святого Престола, показывающих самую суть его политики. Среди прочего, оно в изобилии содержит документы, рассказывающие о гуманитарных инициативах Святого Престола, в том числе и в защиту евреев. К сожалению, предвзято относящиеся к Пию XII критики неправильно интерпретируют эти документы, если, конечно, вообще читали их.

Репутацию Пия XII только укрепило недавнее открытие для исследователей ватиканских архивов за период понтификата Пия XI (1922-1939), когда Эудженио Пачелли был нунцием в Германии, а затем Государственным секретарем Ватикана. Но и эти свидетельства большей частью игнорируются или неверно интерпретируются теми, кто держится за свои предубеждения.

К счастью, массовая поддержка Пия XII и нарастающая критика в адрес Яд ва-Шем заставили музей пересмотреть свою позицию. Свидетельством тому стала широкая дискуссия о Папе Пии XII, организованная музеем 8 и 9 марта в Иерусалиме. Тем не менее, 11 марта крупное католическое новостное агентство опубликовало тенденциозный отчет о встрече в Иерусалиме. Основным героем отчета стал одиозный критик Пия, профессор университета Маркетт, штат Висконсин на пенсии Майкл Файер. К сожалению, при этом не была представлена позиция более уравновешенных участников встречи, например итальянского эксперта Андреа Торниелли, автора замечательной биографии Эудженио Пачелли «Пий XII: Человек на престоле Петра». Наконец 14 марта в итальянской газете Il Giornale появился рассказ самого Торниелли. По его словам, встреча в Яд ва-Шем была конструктивной, хотя и тяжелой: предвзятость некоторых участников (например, Файера) требовала очень тщательного подбора вопросов.

Как и следовало ожидать, выяснилось, что некоторые участники встречи продолжают придерживаться опровергнутой теории, будто бы Пий не давал католикам прямых приказов укрывать и спасать евреев. При этом неоспоримых доказательств обратного сейчас более чем достаточно. Трудно поверить, что на нынешнем этапе дискуссии какой-либо серьезный историк может подвергать это сомнению или отрицать.

Еще поразительнее взятая из не заслуживающего никакого доверия источника точка зрения, отстаиваемая Сергио Минерби. По его мнению, Пий XII даже сотрудничал с нацистами при проведении депортации римских евреев. Это обвинение полностью опровергается девятым томом собрания документов Святого Престола, касающихся войны. Трудно понять, как историк, читавший и понявший эти основные для данной темы документы, может по-прежнему отрицать деятельность Папы в защиту евреев.

* * *
Чтобы представить более точный отчет о том, что произошло на встрече в Яд ва-Шем, «Inside the Vatican» публикует перевод рассказа Торниелли об этом событии.

Конференция в Яд ва-Шем о Папе Пии XII

Андреа Торниелли. (перевод статьи в «Il Giornale» за 14 марта 2009 г.)

8 и 9 марта в Иерусалиме за закрытыми дверьми состоялся обмен мнениями между историками, имеющими самые разные взгляды на вопрос, как понимать реакцию Папы Пия XII на Холокост.

Это была первая из нескольких встреч, организованных совместно музеем Яд ва-Шем и иерусалимской салезианской группой теологических исследований (Studium Theologicum Salesianum).

Целью первой встречи было установить, в каком состоянии находится сейчас научное исследование вопроса о реакции Пия XII на Холокост и, шире, об его отношении к еврейскому народу.

Всего несколько метров отделяло конференц-зал от Зала Праведников в Яд ва-Шем. Этот зал посвящен памяти не-евреев, рисковавших своей жизнью ради помощи преследуемым евреям. То, что встреча проходила в таком месте, было глубоко символично и брало за душу. Также фоном встречи стал вызывающий споры экспонат музея Яд ва-Шем: большое фото Пия XII с подписью, обвиняющей Понтифика в том, что он не выступил с протестом против массовых убийств евреев и практически ничего не сделал, чтобы помочь жертвам. Подпись под фотографией не упоминалась напрямую. Историки любезно и непринужденно вели широкую дискуссию, затронувшую целый ряд сложных обстоятельств того времени, включая многие частные и публичные заявления и действия Пия XII либо же связанные с Папой.

Отцы-салезианцы пригласили представить свои выводы о Папе Пачелли профессоров Томаса Брехенмахера и Жана-Доминика Дюрана, с. Грацию Лопарко, Маттео Луиджи Наполитано и меня [Андреа Торниелли]. Также присутствовал Апостольский нунций в Израиле архиепископ Антонио Франко. Яд ва-Шем пригласил высказать свои оценки Сергио Минерби, Майкла Файера, Пола О’Шеа и Сьюзен Цуккотти. Кроме того, во встрече приняли участие сотрудники Яд ва-Шем.

Директор Яд ва-Шем Авнер Шалев открыл встречу словами, что этот обмен мнениями «не последний», и добавил: «исследование сложной и деликатной роли Пия XII продолжается».

Нунций Франко сказал, что конференция была задумана для честного и откровенного обмена мнениями и для укрепления «диалога, основанного на истине», поскольку «все мы ищем истину».

Он сравнил отсутствие ключевого документа о Холокосте с отсутствием прямых приказов Пия XII, требующих от монахов помогать евреям. По словам нунция, хотя не существует подписанных Гитлером документов с приказом об «окончательном решении еврейского вопроса», никто не сомневается в том, что фюрер лично спланировал геноцид. «При отсутствии прямых письменных приказов Папы, требующих, чтобы верные помогали евреям, мы можем применить тот же критерий к Католической Церкви и Ватикану», — сказал Франко.

Церковь «учитывает не только документы, Она учитывает также реальность исторических фактов», — продолжил нунций. И факты не подтверждают мысль о том, что Пий «молчал» или не проявлял интереса. Он добавил, что обвинители Папы используют методологию исторического исследования, заключающуюся в игнорировании значительного числа противоречащих их утверждениям свидетельств. Такой подход, — сказал нунций, — уже давно отвергнут профессиональными историками. Прошедшая первая сессия была посвящена вопросам, связанным с личностью Эудженио Пачелли. В частности, рассматривалось то, каким он предстает в своих публичных и частных утверждениях и поступках до и после избрания на Святой Престол. Что мы можем сказать об его уважении к евреям? Есть ли существенные различия между его высказываниями? Как это могло повлиять на его действия во время войны?

Среди других обстоятельств упоминалось, что будущий Пий XII еще подростком близко подружился с одноклассником-евреем Гвидо Мендесом. Впоследствии, после издания Муссолини расовых законов, Пачелли помог Мендесу эмигрировать.

В ноябре 1917 г., будучи нунцием в Баварии, Пачелли обращался с призывом помочь еврейскому населению Иерусалима. Документы об этом хранятся в архивах по истории сионизма и в архиве баварской нунциатуры. Пачелли был священником, дипломатом, кардиналом и, наконец, Папой. Ни в одном из этих качеств он никогда не питал и не проявлял никаких враждебных по отношению к евреям чувств. Напротив, он выражал глубокое уважение и симпатию к ним. Профессор Дюран дал исчерпывающее описание отношения Пачелли к нацизму. Для этого он привел цитаты из посылавшихся в Рим отчетов тогдашнего нунция в Германии. В них Пачелли недвусмысленно предупреждает об опасности, исходящей от Гитлера. Задолго до того, как подавляющее большинство современников осознало пагубность нацизма, он уже назвал это движение «величайшей ересью» нашего времени. Его частные письма к родным и друзьям говорят о том же.

Конкордат между Святым Престолом и Германией, заключенный в 1933 г., стал предметом жаркой дискуссии. Файер неоднократно утверждал, что позиция Пачелли была продиктована антикоммунизмом. Тем не менее, было установлено, что, во-первых, некорректно представлять конкордат как своего рода «признание» нацизма, поскольку он был подписан после Пакта четырех держав, заключенного Францией, Англией, Италией и Германией в июне 1933 г. Во-вторых, Ватикан пытался заключить конкордат и с Советским Союзом (в 1920-х гг., т.е. до подписания конкордата с Германией). Пий XI принял предложение Гитлера, пытаясь защитить Церковь в Германии. Он хорошо знал, что достигнутый договор будет немедленно нарушен, как оно и произошло. В результате этого за несколько лет Святой Престол направил в Министерство иностранных дел Рейха 70 официальных протестов, на большую часть которых не получил ответа.

Центральным вопросом конференции, вызвавшим больше всего споров, стала нацистская депортация римских евреев в конце 1943 г. Насколько Папа был в курсе происходящего? Отдал ли он лично приказ отменить правила затвора и позволить евреям укрыться в монастырях? Или же это произошло спонтанно, без его ведома и одобрения?

Сестра Грация Лопарко, активная исследовательница этого вопроса, показала в своем тщательно документированном и исчерпывающем выступлении, что по всей Италии было спасено более 4500 евреев. В одном только Риме 750 монашеских домов, 220 женских и по меньшей мере 70 мужских монастырей открыли свои двери для евреев. Эта статистика говорит о целенаправленной политике и существовании целой сети укрывателей.

Хотя мы не знаем ни одного подписанного Пием XII приказа, не вызывает сомнений, что осенью 1943 г. в оккупированном немцами Риме многие приказы передавались устно благодаря сети близких знакомств и связей между монахами, священниками, прелатами и активными мирянами [О недавно найденном дневнике монастыря военных лет, представляющем еще одно доказательство того, что Пий XII явным образом приказал спасать евреев, смотри новость ITV за 11 марта «Поворотный пункт в деле Пия XII»]. Например, в архиве «Civilta Cattolica» хранится документ от 1 ноября 1943 г., в котором о. Джакомо Мартегани, бывший тогда редактором журнала, отмечает после аудиенции у Папы Пачелли: «Святой Отец заинтересован в благополучии евреев».

Тем не менее, профессора Минерби и Цуккотти доказывали, что не подлежащие сомнению и задокументированные спасательные инициативы монастырей были спонтанными и произошли без приказа Папы. На это о. Роберто Спатаро из Studium Theologicum Salesianum заметил: любой, кто знает работу Ватикана не понаслышке, должен понимать: даже при наличии разных мнений о том, что следует предпринять в отношении евреев, никакая широкомасштабная деятельность (вроде укрытия тысяч евреев в ватиканских зданиях, во многих из которых действовали правила затвора) просто не была бы возможна без благословения самого Пия XII. Следует также сказать, что наиболее скандальную, слабо обоснованную и, говоря откровенно, нереалистичную гипотезу предложил Минерби, опираясь на анонимное свидетельство неизвестного немецкого чиновника. Этот необоснованный слух уже был опровергнут в опубликованном несколько десятков лет назад собрании документов, касающихся Второй мировой войны (Том 9, № 383, с. 519 «Актов и документов…»). Речь идет о заявлении, что Пий якобы «дал добро» на депортацию римских евреев после того, как немцы обещали провести ее быстро. Это голословное утверждение противоречит всем свидетельствам о Папе Пачелли, которые у нас есть, и явно пытается представить его добровольным и убежденным соучастником нацистских массовых убийств.

Конференция в Яд ва-Шем — это только первый шаг на начинающемся пути: ожидается публикация актов первой встречи и представленных на ней документов. Несмотря на разногласия, атмосфера была сердечной и продуктивной. Встреча вселяет надежду на то, что новое понимание фигуры Пия XII положит конец «черной легенде».

Краткое введение

В этом месяце [марте 2009 г.] благодаря встрече ученых в Иерусалиме полувековая кампания против Папы Пия XII вошла в новую фазу. Пока непонятно, что ожидает нас в конечном итоге — распространение новой порции полуправды о Пии, или же популяризация полной и правдивой информации о нем, подтвержденной многочисленными документами.

Для понимания происходящего необходимо знать его контекст. Поэтому «Inside the Vatican» публикует ниже несколько свидетельств в качестве примера того, насколько точно ученые могут составить представление о характере, поведении и нравственном авторитете Эудженио Пачелли. Эти документы создают у читателя наглядное представление об основных фактах, связанных с жизнью Пачелли и его служением в Церкви — в том числе об его борьбе против нацизма и попытках помочь евреям, преследуемым Гитлером и его приспешниками.

Пачелли нес служение папского нунция в Германии (1917-1929), кардинала и Государственного секретаря при Пии XI (1930-1939) и, наконец, стал Папой Пием XII (1939-1958). В наше время доступны сотни свидетельств очевидцев и тех, кто был с ними знаком. Они показывают, как Пачелли сражался против расизма и антисемитизма в лице всемогущего психопата-диктатора, решившего уничтожить тех, кого он считал своими врагами.

Первые две представленные здесь статьи были напечатаны в крупных еврейских газетах по случаю смерти Пия XII (1958) и вскоре после того, как сценарист Рольф Хоххут вывел его в образе злодея (1963). Эти статьи рассказывают, как до и после войны Пачелли заботился о еврейском сообществе. В частности, рассказывается об его малоизвестной дружбе с одноклассником-евреем Гвидо Мендесом. Мендес вспоминает удивительную открытость будущего Папы к еврейскому народу и к иудаизму — и это в то время, когда иудеи и католики обычно были чужими друг другу. Мендес свидетельствует, что Пачелли в качестве Государственного секретаря Пия XI помог ему и его семье бежать от преследований итальянских фашистов. Примечательно то рвение, с которым Мендес защищал доброе имя Пия после того, как Рольф Хоххут через пять лет после смерти Папы изобразил его в своей лживой пьесе «Викарий» слабым церковником, заботящимся только о мирском. Затем мы представим волнующее свидетельство Дитриха фон Гильдебранда, известного католического философа, знавшего Пачелли, когда тот был нунцием в Германии. За свои заявления, осуждающие антисемитизм и нацизм, фон Гильдебранд был приговорен Гитлером к смерти (подробнее о борьбе фон Гильдебранда против нацизма и о том уважении, которое он испытывал к Пачелли, смотри книгу его жены Алисы фон Гильдебранд «Душа льва» («The Soul of Lion», Ignatius press, 2000)). Свидетельство фон Гильдебранда производит тем большее впечатление, что он часто критиковал католиков, которых считал слишком мягкими по отношению к антисемитизму и нацизму.

Затем следуют сообщения газет того времени, показывающие, как Церковь при Пии XII высказывалась против антисемитизма и политики Гитлера — и как ясно этот факт понимался в то время, вопреки отрицаниям некоторых современных несведущих критиков. Эти документы также подтверждают, что Пий XII лично участвовал в спасении евреев, приказывая католическим священникам и монахиням прятать их. Кроме того, во время оккупации Рима (1943-1944) он открыл для них свою летнюю резиденцию Кастель Гандольфо. Никто, кроме Пия, не имел права сделать этого.

Затем мы включили в эту подборку важную заметку из «Palestine Post», напечатанную 22 июня 1944 г., всего через несколько недель после освобождения Рима. В репортаже из Ватикана газета описывает, как «несколько тысяч беженцев, преимущественно евреев» пришли выразить уважение и благодарность Пию XII — тому самому человеку, которого сейчас Яд ва-Шем описывает как «сохранявшего молчание» и ничего не сделавшего, чтобы спасти евреев во время войны. Очевидно, что Мемориалу Холокоста в Иерусалиме пора исправить допущенную им фальсификацию исторических сведений и воздать Папе Пию заслуженные почести, как это сделали сами евреи во время войны.

Врач из Рамат Ган вспоминает школьные дни, проведенные с Пием XII
Марк Сегал. «Jerusalem Post», пятница, 10 октября 1958 г.
РАМАТ ГАН — «Будущий Папа Пий XII прекрасно учился в школе и уже тогда говорил, что хочет посвятить жизнь Церкви», — сказал 82-летний профессор Гвидо Мендес в интервью газете «The Jerusalem Post», которое он дал в своем доме в Рамат Ган в четверг.

Проф. Мендес, пульмонолог, учился в гимназии Коллегио Романи в Риме вместе с будущим Папой. На девятом десятке он по-прежнему молодо выглядит. В конце 1890-х, — вспоминает профессор, — «мы все были антиклерикалами, и только Эудженио (будущий Папа) всегда высказывался в защиту Церкви».

Проф. Мендес запомнил его опрятным, серьезным мальчиком, всегда получавшим академические награды. Недолгое время они дружили, и проф. Мендес вспоминает, что бывал в гостях у Пачелли, который принадлежал к княжескому роду и происходил из семьи, тесно связанной с Ватиканом.

«Когда Пачелли пришел ко мне домой, он попросил дать ему почитать книгу рабби Бен Хамоцега «Апологетика и догматика», — вспоминает проф. Мендес. После школы их пути разошлись: Пачелли стал получать церковное, а Мендес — медицинское образование. Они вновь встретились во время Первой мировой войны, когда один был военным врачом, а другой монсеньором.

В 1938 г., когда в Италии начались преследования евреев, секретарь Пачелли позвонил из Ватикана и спросил семью Мендесов, не нужна ли им помощь. Позже Мендесы бежали в Швейцарию, и Ватикан обеспечил им в 1939 г. визы для отъезда в Палестину.

Две встречи после войны
После Второй мировой войны профессор дважды встречался с Папой. Он вспоминает, что обе встречи были очень теплыми. Мендес объяснял, почему Израиль против интернационализации Иерусалима. «Большинство святых мест в любом случае в руках арабов», — говорил он Понтифику. Папа отвечал: «Но Вы же понимаете, что арабы тоже притязают на новый город». На это проф. Мендес ответил, что в интернационализированном Иерусалиме русские тоже моли бы претендовать на определенные права.

Мендес вспоминает, что в 1945 г., встречаясь в Италии с выжившими узниками концентрационных лагерей, Папа предсказал: «Скоро у вас будет свое еврейское государство».

Израильтяне защищают имя Папы Пия XII
«Jewish Chronicle», 11 октября 1963 г. Репортаж собственного корреспондента
ТЕЛЬ-АВИВ — Израильтяне присоединились к идущему во всем мире спору вокруг пьесы Рольфа Хоххута «Викарий», осуждающей молчание Папы Пия XII во время войны, пока Гитлер уничтожал евреев.

Интерес к этой теме вызван лондонской премьерой пьесы. Большинство высказывающихся израильтян защищает Папу и приводит целый ряд случаев, когда его роль была решающей в спасении той или иной группы евреев от смерти. Тем не менее, некоторые критики говорят, что, если смотреть более широко, духовное мужество требовало в этот самый черный час человеческой истории, чтобы Папа Пий XII, как лидер 500 миллионов католиков, открыто выступил во имя братской любви, осудив ненависть и массовые убийства евреев.

Среди местных защитников Папы Пия XII бывший 70 с лишним лет назад его школьным товарищем по римской гимназии Висконти д-р Гвидо Мендес. Бывший профессор медицинского факультета университета в Риме, ныне, в 87, он живет на пенсии в Рамат Гане.

Д-р Мендес рассказывает, что Папа Пий помог ему и его семье бежать от европейского антисемитизма во время Второй мировой войны и получить разрешение на иммиграцию в Палестину, находившуюся тогда под управлением Великобритании. Он также подчеркнул, что секретарем, которому было поручено оказать им помощь, был монсеньор Монтини, нынешний Папа Павел VI.

Другой израильтянин, выступающий в поддержку покойного Папы — это г-н Пинхас Лапиде, бывший с 1943-го по 1945-й год членом Комитета 8-й британской армии по еврейским беженцам в Италии, позднее израильский консул в Милане, а ныне координатор по христианским паломничествам в Израиль при аппарате премьер-министра.

Его взгляды основаны на документах, собранных им за последние 20 лет. Среди них письмо с благодарностью Папе Пию XII от представителей лагеря для еврейских беженцев в Феррамонти-Тарсия в Южной Италии, написанное 29 октября 1944 г. после освобождения Италии союзниками.

«Отеческая заинтересованность»
«В то время как нас жестоко преследовали почти во всех европейских странах, Вы, Ваше Святейшество, не только посылали в наш лагерь щедрые дары через Его Высокопреосвященство апостольского нунция монсеньора Боргоньини-Дука, но и являли живую отеческую заинтересованность в нашем физическом, духовном и моральном благополучии», — говорится в письме.

И далее: «Когда в 1942-м нам грозила депортация в Польшу, Вы, Ваше Святейшество, протянули для нашей защиты отцовскую руку, сорвали депортацию интернированных в Италии евреев и тем спасли нас от практически неминуемой гибели». У г-на Лапиде есть копии и других писем подобного содержания, переданных через него Папе в 1944-м и 1945-м годах.

В 1955 г. Израильский филармонический оркестр исполнил для Папы Пия XII отрывок из второй симфонии Бетховена «в знак признательности и благодарности за понесенные Вашим Святейшеством великие труды по оказанию гуманитарной помощи и спасению большого числа евреев во время Второй мировой войны». Известно также, что в 1956-м году г-жа Голда Меир благодарила Папу за то, что он возвысил свой голос в защиту евреев.

Среди других документов, собранных г-ном Лапиде, есть отчет д-ра Уго Фоа, президента еврейской общины Рима. Д-р Фоа рассказывает, как Папа Пий предложил в 1943-м году общине золото, чтобы помочь заплатить требуемый немцами выкуп, и как он впоследствии наставлял католические организации в Италии давать убежище евреям, находящимся под угрозой депортации.

Свидетельство Дитриха фон Гильдебранда
Французский автор Г.-М. Траси в вышедшей в 1966-м г. книге «Открывая Пия XII» (Decouverte de Pie XII) цитирует письмо о Пии, посланное ему Дитрихом фон Гильдебрандом, известным философом, богословом и врагом нацизма. Это письмо было написано в ответ на вопросы Траси о тех годах, когда Пачелли был папским нунцием в Германии [1917-1929, время роста национал-социализма]:

«Я считаю знакомство с Пием XII в то время, когда он был нунцием в Мюнхене, одним из самых прекрасных даров, полученных мною от Бога за всю жизнь. Я часто встречался с ним. Мы подолгу разговаривали. Он был одним из немногих людей, встреченных мною в жизни, кто всем своим существом являл глубокую духовную мудрость, доброту и заботу о других. Я имею в виду ту не поддающуюся описанию духовную мудрость, какая бывает только у необыкновенно благочестивых людей.

Пачелли почти всегда воспринимают в первую очередь как дипломата. Если под этим имеется в виду, что он свободно владел многими языками, сохранял непринужденность в самых разных обстоятельствах, обладал глубокими знаниями — трудно охарактеризовать его более точно. Но если этим хотят сказать, что он, подобно Папе Льву XIII, кардиналам Рамполла и Гаспари [предыдущие Государственные секретари Ватикана], был целиком погружен в политику, что она стала для него всеобъемлющей страстью — это абсолютная ложь. Он часто говорил мне, как тяжело ему быть нунцием, каким ограниченным и поверхностным бывает иногда его служение. Будучи епископом, он страстно желал вести настоящую пастырскую жизнь, быть духовным пастырем своего стада. В Мюнхене он явно мечтал о жизни вдали от всеобщего внимания, посвященной глубоким размышлениям и созерцанию.

Больше всего бросалось в глаза и удивляло меня то, как он сочетал глубокое понимание проблем и неподдельные открытость и прямоту в том, что касалось их решения. Об этом свидетельствовали его восхитительные краткие речи, а также его глубокая духовная жизнь, пронизанная любовью ко Христу. Его присутствие, его слова и жесты могли поведать об этом миру.

Он был открытым врагом национал-социализма уже во время гитлеровского путча в 1923 г. Поскольку нацисты приговорили меня к смерти, я часто говорил с ним о национал-социализме. Он говорил мне, что нацизм противоположен католичеству, как огонь — воде. Он, как и я, сожалел о слепоте нашего друга барона фон Крамер-Клетта, который поначалу симпатизировал нацистам.

Я очень рад, что Вы взялись за биографию этого великого Папы, особенно в свете той отвратительной карикатуры, которую создал Хоххут с помощью заявлений крайне спорного епископа Худаля [немецкого коллаборанта]. Худаль написал книгу, в которой он пытался доказать, что национал-социализм и христианство могут мирно сосуществовать. Пий XII отнесся к этой книге с презрением, и Худаль решил отомстить ему за это, полностью оклеветав его в разговоре с Хоххутом. Невозможно выставить Пия в более ложном свете, чем это сделал Хоххут«.

Визит в Ватикан
«London Times», 1 октября 1942 г. Заметка редактора
…Быть разочарованным отсутствием формального благословения Объединенных Наций значит не принимать во внимание двойную природу Римской Церкви, являющейся одновременно духовной и политической организацией. Если Церковь избегает заявлений, которые неизбежно затронули бы не только духовные, но и политические вопросы, это не означает, что наместник Апостольского Престола или его высшие советники глухи к мольбам христиан и других людей, единых в своем осуждении вооруженной порочности. В этом не останется сомнений, если посмотреть на те слова, с которыми Папа Пий XII со времени своего избрания обращается в энцикликах и выступлениях к католикам разных наций. Он осуждает поклонение силе и его конкретные проявления: подавление национальных свобод и преследование еврейской расы. Ежедневная газета, полуофициально представляющая мнение Ватикана, избегает острой полемики по поводу войны. Но ее непредвзятый подход к освещению социальных проблем в Британии, частое и одобрительное цитирование «запрещенных» итальянских авторов и поддержка принципов итальянского гуманизма в борьбе против неоязычества; прямые предостережения против нацистского поклонения расе — все это показывает, кому симпатизирует Римско-Католическая Церковь. Миллионы верующих, мирян и священников, поддерживающих единый фронт против ига нацизма и фашизма в своих или чужих странах, сами по себе свидетельствуют, что симпатии, существующие в сердце столь обширной системы, пронизывают ее насквозь…

Ватикан осуждает нацистские законы: предостережение для французов — дискриминация евреев оскорбляет Бога.
«New York Times», 27 июня 1943 г.
Радио Ватикана в передаче, транслируемой на территорию Франции, еще раз осудило расовые законы тоталитарных государств, сообщило вчера британское радио. Передача, записанная Системой Радиовещания Коламбия, цитирует Радио Ватикана: «Тот, кто делает различие между евреями и остальными людьми, неверен Богу и не исполняет Его заповедей. До тех пор, пока люди по-разному обращаются с разными членами человеческой семьи, мир, порядок и справедливость по всему свету будут под угрозой».

Ватикан повторяет обещание убежища: Церковь всегда будет предоставлять укрытие всем.
«New York Times», 9 февраля 1944 г. [Во время немецкой оккупации Рима]
Радио комментирует рейд. Комментируя рейд фашистов в Базилику св. Павла, в ходе которого в минувший четверг были арестованы нашедшие там убежище 64 человека — итальянские офицеры и евреи, — Радио Ватикана заявило этой ночью, что Церковь никогда не перестанет оказывать милосердие каждому. Радио упомянуло «гостеприимство, оказанное арестованным лицам» и заявило: «Это не парадокс и не абсурд, что Церковь принадлежит всем и никому. Милосердие выше людских законов. Это тот вопрос, в котором священник никогда не может уступить. Это линия, отделяющая добро от зла. Всякий честный человек должен признать, что мы и впредь не сможем не действовать так же».

Убежище в Ватикане
«The Palestine Post», 22 июня 1944 г. [вскоре после освобождения Рима от немцев]
ВАТИКАН — Несколько тысяч беженцев, преимущественно евреев, покинули в эти выходные дворец в Кастель-Гандольфо — летнюю резиденцию Папы возле Марино. Там они находились в безопасности на протяжении недавнего террора. Помимо евреев, во дворце укрывались люди самых разнообразных политических убеждений, ставшие из-за них жертвами преследования. Перед уходом беженцы передали через майордома свою благодарность Папе.

Британский парламентарий говорит, что Пий XII помогал евреям во время войны
«New York Times», 22 января 1964 г. [по следам ныне опровергнутой пьесы Хоххута]
Морис Эдельман, член парламента от партии лейбористов, рассказал сегодня, что Папа Пий XII говорил ему в 1945 г. о своем тайном приказе римско-католическому духовенству предоставлять евреям кров и убежище. «Благодаря этому вмешательству, — сказал м-р Эдельман, — десятки тысяч евреев были спасены». М-р Эдельман, романист, президент Англо-еврейской ассоциации, поднял эту тему в связи с атаками на покойного Папу в пьесе Рольфа Хоххута «Викарий».

Перевод: Евгений Розенблюм, Una Voce Russia / SIPA

To get the latest update of me and my works

>> <<