Пий XII Достоин святости

Home / Библиотека / Энциклика Musicae sacrae 25 декабря 1955 г.

Энциклика Musicae sacrae 25 декабря 1955 г.

Наследие Пия XII

 

Папа Пий XII
Musicae sacrae

О Церковной музыке
25 декабря 1955 г.
Выдержки

Как поучал наш предшественник, святой Пий X: «Эта музыка (церковная) непременно должна обладать подобающими Литургии особенностями, из которых наиболее важными являются святость и добротность формы. Отсюда возникает в качестве следующего свойства общность». Церковная музыка должна быть святой. Она не должна ни принимать в себя, ни позволять вкрасться в манеру исполнения ничему, что бы могло обнаружить мирской отпечаток. Святостью отличаются те григорианские песнопения, которые в течение многих веков находят применение в Церкви и одновременно могут называться ее наследием. Так как эти песнопения не только приспосабливаются посредством внутренней гармонии мелодий и сакральных текстов к последним, но также переносят их сильное воздействие на восприятие слушателей, они позволяют найти место их необычайной красоте в сердцах слушателей. И этого эффекта григорианский хорал достигает, посредством, конечно же, простых и ясных, но всё же исполненных такого возвышенного и святого искусства мелодии, что они пробуждают у всех искренний восторг и становятся для знатоков церковной музыки так же, как и для самих музыкантов, неиссякаемым источником, из которого они черпают новые композиционные формы. Целью всех, кому Христос доверил богатства Своей Церкви для сохранения и распространения, является следующее: бережно сохранять и в изобилии передавать христианам драгоценное сокровище григорианского хорала. …Следующее свойство церковной музыки должно быть соответствующим образом соблюдено: …она должна представлять собой образец истинного искусства; и когда в католических храмах во всем мире в аутентичном виде звучит григорианский хорал, тогда он, как и Святая римская Месса, будет сохранять знак единения таким образом, чтобы все верующие во Христе, где бы они ни находились на земле, воспринимали им близкие и почти родные песнопения и осознавали себя в чудесном единстве Церкви в глубочайшем утешении. Это одна из главных причин, из-за которой Церковь так стремится, чтобы григорианский хорал существовал в целостности единения с латинскими текстами Св. Литургии.

…Церковная музыка должна следовать основным принципам и законам религиозного искусства в связи с более тесной и высокой связью, которая существует между ней и Богослужением в отличие от других свободных искусств, например, архитектуры, живописи или скульптуры. В то время, как эти виды искусства предназначены для приготовления достойного пространства в Церкви для священного обряда, церковная музыка сама занимает в проведении священных церемоний и обрядов привилегированное положение… Именно в этом заключается достоинство церковной музыки, ее» благороднейшая задача украшать совершенными мелодиями и благозвучием голос священника, приносящего Св.Жертвоприношение и восхваляющего Всевышнего Бога всех христиан; направлять сердца присутствующих верующих присущей церковной музыке силой к Богу и придавать большую торжественность литургическим молитвам христианского прихода, чтобы все могли действенно восхвалять и взывать к Единому и Троичному Богу.

Итак, с помощью церковной музыки увеличивается почитание, оказываемое Богу Церковью; возрастает при помощи плодов, которые верующие, тронутые набожными песнопениями, черпают из Литургии и проявляют в своей, достойной в подражании Христу нравственной жизни, как учит ежедневный опыт и подтверждают многие письменные свидетельства старого и нового времени.

Св. Августин пишет об исполняемом чистым и ясным голосом григорианском хорале: «С помощью сакральных текстов, когда они поются таким образом, я ощущаю сердца наши набожнее и искреннее воспламененными молитвой, чем если бы они исполнялись иным образом; и я ощущаю, как различные наши внутренние чувства находят собственные средства выражения в голосе и пении, побуждаемые каким-то, лишь одному Богу известным, характером тайного родства душ»… Достоинство и сила воздействия церковной музыки тем больше, чем ближе она приближается к святейшему действию христианского культа: к Евхаристическому Жертвоприношению на Алтаре. Поэтому она не может делать ничего более возвышенного, чем сопровождать своим звучанием голос священника, который совершает Жертвоприношение; радостно отвечать на его обращения вместе с находящимися вокруг верующими и освящать всю божественную службу благородным искусством. …Следует литургическому музыкальному искусству оказывать должное почтение и воздавать ему высочайшую хвалу.

Источник: Лента Священнического Братства Святого Пия Х в России

To get the latest update of me and my works

>> <<